«Когда нет настоящего места,
где можно жить в свое удовольствие,
всегда можно вообразить несуществующее место,
где можно жить так, как сам того пожелаешь».
Ли Юй
Китайские сады имеют свой неповторимый, безошибочно узнаваемый облик. В то же время традиционные сады Китая отличаются необычайным разнообразием, ни один сад не похож на другой. В китайском саду нет ничего регулярного, заданного, и в то же время за кажущейся хаотичностью скрывается изумительная цельность. Он выглядит настолько естественно, будто рука человека едва к нему прикоснулась, придав завершение его облику.
При этом животные расселялись в разных частях парка в зависимости от районов их обитания на Земле, а придворный поэт II века до н. э. заявлял даже, что реки в императорском парке, как во всем мире, замерзают только в северных пределах.
В эпоху раннего Средневековья зарождается классический сад Китая — сад ученого мужа. Огромную роль в его становлении сыграла идея «уединенного покоя», понимаемого не как образ жизни, а скорее как состояние духа. Классический китайский сад призван «на крошечном пространстве среди многолюдья и шума людского быта внушить «покой далеких вершин».
Среди садов минской эпохи все рекорды миниатюрности побил сохранившийся и поныне Сад в Полдесятины в Сучжоу, где на пространстве в 10 кв. м воспроизведены все основные элементы китайского сада: тут есть крошечное озеро с сосной на берегу, беседка для созерцания пейзажа, цветы, камни, дорожки и даже мостик.
С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н.э.) появляются пейзажные сады, создающие определенное настроение. Все части сада расположены в глубоко продуманном, символическом и все же свободном порядке. Тщательно разработанная система дорожек, мостиков, галерей властно и вместе с тем ненавязчиво направляют посетителя, открывая ему тот или иной вид и задавая траекторию движения. Китайский сад никогда не открывает своих тайн и красот с порога.
Сады строились таким образом, что у посетителя возникало ощущение, что, наконец, сад полностью раскроется перед его взглядом, но полная картина ускользала с каждым новым поворотом тропинки.
Устрашающий пейзаж сменяется смеющимся, а тот - идеалистическим, или романтическим. Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нависающих над головой. Был слышен шум подземной реки, а вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные ели и туи, закрывающие солнце, расступались и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадостный пейзаж переполнялся контрастами. Третий тип пейзажей - романтический - навевал легкую грусть. Основой данного пейзажа мог быть островок с хижиной рыбака или ажурная пагода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде.
В отличие от европейского, китайский сад является частью жизненного пространства: в нём могут выращиваться лекарственные травы, из водоёмов берут воду для полива и т.д. В нём живут обычной повседневной жизнью. И это своего рода модель взаимоотношения человека с природой.
А окружающее пространство сада обращается непосредственно к эмоциям. Это — красота пейзажа, аромат цветов, шум дождевых капель, шорох листьев, журчание воды, пение птиц. Такой сад создаёт ощущение безмятежности и уединения.
Мне понравилось - интересно. Узнала много нового. продолжай...
ОтветитьУдалитьГармония! Нет слов! Ушел в список мест, где очень хочется побывать
ОтветитьУдалитьГалочка, как интересно! Супер!
ОтветитьУдалитьЧитала рассказ и рассматривала фотографии с огромным удовольствием!
спасибо за интересную информацию
ОтветитьУдалить