30 мая 2011 г.

Сады Китая. Теоретическое вступление с лирическим настроением


«Когда нет настоящего места,
где можно жить в свое удовольствие,
всегда можно вообразить несуществующее место,
где можно жить так, как сам того пожелаешь».
Ли Юй
Китайские сады имеют свой неповторимый, безошибочно узнаваемый облик. В то же время традиционные сады Китая отличаются необычайным разнообразием, ни один сад не похож на другой. В китайском саду нет ничего регулярного, заданного, и в то же время за кажущейся хаотичностью скрывается изумительная цельность. Он выглядит настолько естественно, будто рука человека едва к нему прикоснулась, придав завершение его облику.
Китайский сад не предназначен для увеселений или демонстрации торжества человека над природой (как в традиционных европейских садах). Сад в китайском понимании – это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире». «Внутри сада есть еще сад», – гласит древняя китайская поговорка. Не случайно, маленькие частные сады строят не вокруг дома, а наоборот - сад окружают жилыми постройками, создавая ощущение уединенности. Китайцы считают, что история садов их страны насчитывает более трех тысячелетий. Император Цин Шихуанди, при котором была построена Великая китайская стена, известен также как владелец огромного парка. В дворцовые парки свозили камни, растения и зверей со всех краев света, в них создавались миниатюрные копии реальных озер, гор и дворцов правителей завоеванных стран.







При этом животные расселялись в разных частях парка в зависимости от районов их обитания на Земле, а придворный поэт II века до н. э. заявлял даже, что реки в императорском парке, как во всем мире, замерзают только в северных пределах. В эпоху раннего Средневековья зарождается классический сад Китая — сад ученого мужа. Огромную роль в его становлении сыграла идея «уединенного покоя», понимаемого не как образ жизни, а скорее как состояние духа. Классический китайский сад призван «на крошечном пространстве среди многолюдья и шума людского быта внушить «покой далеких вершин». Среди садов минской эпохи все рекорды миниатюрности побил сохранившийся и поныне Сад в Полдесятины в Сучжоу, где на пространстве в 10 кв. м воспроизведены все основные элементы китайского сада: тут есть крошечное озеро с сосной на берегу, беседка для созерцания пейзажа, цветы, камни, дорожки и даже мостик. С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н.э.) появляются пейзажные сады, создающие определенное настроение. Все части сада расположены в глубоко продуманном, символическом и все же свободном порядке. Тщательно разработанная система дорожек, мостиков, галерей властно и вместе с тем ненавязчиво направляют посетителя, открывая ему тот или иной вид и задавая траекторию движения. Китайский сад никогда не открывает своих тайн и красот с порога. Сады строились таким образом, что у посетителя возникало ощущение, что, наконец, сад полностью раскроется перед его взглядом, но полная картина ускользала с каждым новым поворотом тропинки.

Устрашающий пейзаж сменяется смеющимся, а тот - идеалистическим, или романтическим. Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нависающих над головой. Был слышен шум подземной реки, а вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные ели и туи, закрывающие солнце, расступались и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадостный пейзаж переполнялся контрастами. Третий тип пейзажей - романтический - навевал легкую грусть. Основой данного пейзажа мог быть островок с хижиной рыбака или ажурная пагода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде.
В отличие от европейского, китайский сад является частью жизненного пространства: в нём могут выращиваться лекарственные травы, из водоёмов берут воду для полива и т.д. В нём живут обычной повседневной жизнью. И это своего рода модель взаимоотношения человека с природой. А окружающее пространство сада обращается непосредственно к эмоциям. Это — красота пейзажа, аромат цветов, шум дождевых капель, шорох листьев, журчание воды, пение птиц. Такой сад создаёт ощущение безмятежности и уединения.

4 комментария:

  1. Мне понравилось - интересно. Узнала много нового. продолжай...

    ОтветитьУдалить
  2. Гармония! Нет слов! Ушел в список мест, где очень хочется побывать

    ОтветитьУдалить
  3. Галочка, как интересно! Супер!
    Читала рассказ и рассматривала фотографии с огромным удовольствием!

    ОтветитьУдалить
  4. спасибо за интересную информацию

    ОтветитьУдалить