30 мая 2011 г.

Сады Китая. Теоретическое вступление с лирическим настроением


«Когда нет настоящего места,
где можно жить в свое удовольствие,
всегда можно вообразить несуществующее место,
где можно жить так, как сам того пожелаешь».
Ли Юй
Китайские сады имеют свой неповторимый, безошибочно узнаваемый облик. В то же время традиционные сады Китая отличаются необычайным разнообразием, ни один сад не похож на другой. В китайском саду нет ничего регулярного, заданного, и в то же время за кажущейся хаотичностью скрывается изумительная цельность. Он выглядит настолько естественно, будто рука человека едва к нему прикоснулась, придав завершение его облику.
Китайский сад не предназначен для увеселений или демонстрации торжества человека над природой (как в традиционных европейских садах). Сад в китайском понимании – это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире». «Внутри сада есть еще сад», – гласит древняя китайская поговорка. Не случайно, маленькие частные сады строят не вокруг дома, а наоборот - сад окружают жилыми постройками, создавая ощущение уединенности. Китайцы считают, что история садов их страны насчитывает более трех тысячелетий. Император Цин Шихуанди, при котором была построена Великая китайская стена, известен также как владелец огромного парка. В дворцовые парки свозили камни, растения и зверей со всех краев света, в них создавались миниатюрные копии реальных озер, гор и дворцов правителей завоеванных стран.







При этом животные расселялись в разных частях парка в зависимости от районов их обитания на Земле, а придворный поэт II века до н. э. заявлял даже, что реки в императорском парке, как во всем мире, замерзают только в северных пределах. В эпоху раннего Средневековья зарождается классический сад Китая — сад ученого мужа. Огромную роль в его становлении сыграла идея «уединенного покоя», понимаемого не как образ жизни, а скорее как состояние духа. Классический китайский сад призван «на крошечном пространстве среди многолюдья и шума людского быта внушить «покой далеких вершин». Среди садов минской эпохи все рекорды миниатюрности побил сохранившийся и поныне Сад в Полдесятины в Сучжоу, где на пространстве в 10 кв. м воспроизведены все основные элементы китайского сада: тут есть крошечное озеро с сосной на берегу, беседка для созерцания пейзажа, цветы, камни, дорожки и даже мостик. С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н.э.) появляются пейзажные сады, создающие определенное настроение. Все части сада расположены в глубоко продуманном, символическом и все же свободном порядке. Тщательно разработанная система дорожек, мостиков, галерей властно и вместе с тем ненавязчиво направляют посетителя, открывая ему тот или иной вид и задавая траекторию движения. Китайский сад никогда не открывает своих тайн и красот с порога. Сады строились таким образом, что у посетителя возникало ощущение, что, наконец, сад полностью раскроется перед его взглядом, но полная картина ускользала с каждым новым поворотом тропинки.

Устрашающий пейзаж сменяется смеющимся, а тот - идеалистическим, или романтическим. Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нависающих над головой. Был слышен шум подземной реки, а вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные ели и туи, закрывающие солнце, расступались и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадостный пейзаж переполнялся контрастами. Третий тип пейзажей - романтический - навевал легкую грусть. Основой данного пейзажа мог быть островок с хижиной рыбака или ажурная пагода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде.
В отличие от европейского, китайский сад является частью жизненного пространства: в нём могут выращиваться лекарственные травы, из водоёмов берут воду для полива и т.д. В нём живут обычной повседневной жизнью. И это своего рода модель взаимоотношения человека с природой. А окружающее пространство сада обращается непосредственно к эмоциям. Это — красота пейзажа, аромат цветов, шум дождевых капель, шорох листьев, журчание воды, пение птиц. Такой сад создаёт ощущение безмятежности и уединения.

Сиреневый май. Чаньчунь.

“...Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи.
Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои грозди цветы.
Тихо спит неподвижная вода озера, и темно-синие морщинки едва-едва расползаются по ней...” А. Куприн
Когда теперь я вспоминаю эту поездку в Китай, то все время ощущаю горьковато-дурманящий нежный аромат сирени и свежий пряный запах сосновой хвои. Сирень везде - вдоль шумных улиц и в маленьких двориках жилых домов, посреди дорожной развязки и в парках, которых здесь огромное множество. Китайцы удивительный народ - они превращают в парк любое место размером больше клумбы.
Конечно, в городах есть и улицы без единого кустика, но количество садов, парков и скверов кажется невероятным, особенно после нашего города, за время "народной стройки Саммита АТЭС" превратившегося в пыльную, разгромленную пустыню. Все время я говорила, что нынешняя поездка может быть названа "По садам и паркам Северного Китая". И первый город с поэтическим названием - Чаньчунь - город "вечной весны". Не знаю, как выглядит он в другие времена года, но весной он производит совершенно потрясающее впечатление! Город словно в сиренево-розовой дымке. Отцветают магнолии, форзиции, вишни, сливы, миндаль. Цветут сирени, багульник, яблони, луизеания / Louiseania (порой неправильно называемая сакурой.
Площадь города – 20,1 тыс. кв. км, а общая площадь лесопарковой зоны - 126,5 кв. км. Зона зеленых насаждений шириной 500 метров и длиной 90 км, охватывает всю территорию города, это самый большой в Азии специально высаженный лесной массив-парк государственного значения. В Чаньчуне просто огромное количество парков. "Парк Южное озеро", "Детский парк","Парк пионов", "Парк Победы", "Парк мировых скульптур", заповедник Цзинъюетань и другие. И рассказывать мне хочется именно об этом удивительном и уникальном искусстве Китая - садах и парках. Поверьте, это интересно. А мое путешествие будет иллюстрацией к рассказу.

26 мая 2011 г.

Я вернулась!

Давно я не появлялась. На то у меня много причин было. Во-первых, в апреле был день рождения моего младшего сынули - 9 лет! Я решила устроить большой детский праздник. Получилась тематическая вечеринка. Апрель, день космонавтики, "Звездные войны", обожаемые Данькой. Конкурсы, задания, зашифрованное послание, ведущее к сокровищам. Все были довольны. Но как же я вымоталась! Да еще последних ребят родители забрали вместо оговоренных 7 в полдесятого (!).
Во-вторых, конец учебного года подкрался, как всегда, "внезапно". У Данила второй класс, первые оценки, а с учителем литературы (у нас, как в старших классах, отдельные учителя по предметам) сложности. Развлекались повторной сдачей стихов, потому как она у себя не отмечает (кто бы сказал, почему?!), кто что сдавал. Так что семь стихотворений были вспомнены и второй раз рассказаны.
У старшего, Сереги, свои сложности. Девятый класс. ГИА (государственная итоговая аттестация). Два теста: русский и математика, обязательная информатика (спецкласс) и один на выбор. До экзаменов - защита научно-практической работы. Александрина как-то писала об этом чудном изобретении средней школы. В старших классах все уже очень серьезно - "Использование солнечной энергии на примере Дальневосточного федерального университета, с расчетами, презентацией - что-то среднее между курсовой и дипломом. Еще проект по труду, черт бы его побрал. И при этом обычную учебу-то никто не отменял!
Как мои ребята все это выдерживали, не понимаю. Я-то не вытянула, заболела. Две недели отсидела на больничном, а потом еще взяла отпуск и уехала на две недели в Китай. Так что если интересно, порадую новыми фотографиями и историями.
Вышивка из-за этой кутерьмы малось подзабросилась, но что-то делается - сфотографирую, покажу. И везде поброжу, посмотрю - у всех, наверное, много нового.